Перейти к основному содержанию
na_doroge

Что такое шум? Википедия на этот счет дает следующее определение. Шум – это беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. А по-простому, шум – это посторонний звук, которого, чаще всего, быть не должно.

 

 

 

 

 

 

 

Часто в экспертной практике встречаются случаи, когда собственник автомобиля обращается к продавцу с шумами в различных узлах и агрегатах. Но, с точки зрения техники, шум не является дефектом сам по себе. Важно выделить именно те звуки, которые действительно указывают на неисправную работу узла. Будет правильно назвать эти звуки посторонними шумами, ведь работа любого узла имеет свое звуковое сопровождение.

licota_view

Выявление источника постороннего шума, чтобы в дальнейшем установить природу этого шума и отнести его к посторонним или нормальным звукам работы узла, происходит посредством акустической диагностики.

Здесь и кроется основная проблема диагностирования.

Звуки от работы различных узлов и агрегатов накладываются друг на друга и, зачастую, разграничить их очень сложно. Для сужения круга поиска давно изобретены различного вида шумоискатели.

Я слышал историю про одного диагноста, который не признавал никаких шумоискателей,
а пользовался только большой отверткой с железной ручкой. Но ничего удивительного в этом нет, ведь по сути стальная отвертка – это своего рода стетоскоп, но в более примитивном виде.

v_karobke

В этой статье рассмотрен один из представителей многоканальный шумоискатель (noise founder). Марку его раскрывать не буду из соображений непреднамеренной рекламы.

Итак, для этой статьи я испытал электронный пятиканальный шумоискатель. В кейсе находятся четыре щупа с довольно длинными проводами, один стальной щуп длиной 20 см, электронный блок и наушники.

На исследуемом автомобиле владелец жалуется на посторонний монотонный шум (или гул) во время движения, частота которого пропорциональная скорости движения автомобиля, не зависит от частоты работы двигателя и выбранной передачи.

Перечисленные признаки указывают на износ одного или нескольких ступичных подшипников. При этом в тестовой поездке не удалось на слух определить, в какой части автомобиля все-таки гудит.

В большинстве сервисов для дефектации «умирающего» подшипника выполняют так: машину загоняют на четырехточечный подъемник и, руками раскручивая каждое колесо по очереди, слушают «в каком ухе жужжит».

Но такой метод работает только при очень сильно изношенных подшипниках, когда ошибиться невозможно. В остальных случаях раскрутить колесо с частотой, достаточной для достижения нужного уровня шума, не получается.

При помощи многоканального шумоискателя диагностика таких неявных подшипников становится возможной.

Как известно, звук очень хорошо передается по сопряженным элементам и лучше, если эти элементы не имеют прокладок из мягких материалов.

Yellow_pin Все подшипники колес либо запрессовываются в ступицу колеса, либо сама ступица колеса выступает наружным кольцом подшипника. На исследуемая машине подшипники устанавливаются по первой схеме. Поскольку к самому подшипнику доступа нет, «крокодилы» щупов можно прицепить спереди к поворотному кулаку, а сзади к рычагу. Они замечательно проводят звук.
provod

Самым сложным и трудоемким является прокладка проводов щупов, ведь блок шумоискателя должен располагаться в салоне. Поэтому прокладка и фиксация проводов занимает довольно много времени.

Все четыре провода от щупов присоединяем к блоку и запоминаем, провод какого цвета идет от какого колеса.
red_pin

К блоку подключаются наушники, заводим двигатель, трогаемся... Но как определить неправильный звук??

Когда Вы поедете в наушниках будет жуткая какофония! Я услышал и шуршание колодок о диск (даже легкое касание диска усиленное этим устройством звучит страшно!) услышал скрежет, возникающий от перемещения щупов по детали, на которой они закреплены, ведь идеально прицепиться не получается… и т.д.

block

Когда все посторонние звуки усилием воли и путем аналитического мышления переведены в фоновые со временем начинаешь различать заветные шумы от подшипников.

Последовательно во время движения (при условиях, когда заявленные шумы были обнаружены собственником) при постоянном переключении с одного на другое.

block2

Становится понятно, что исправный подшипник издает шуршаще-гудящий звук, а вот в одном канале этот звук сопровождается рокотом, равномерными многократными ударами.

Это свидетельствует о наличии выработки (ямки, кратера, выщербины) на дорожке качения, в которую по очереди попадают шарики подшипника.

Последовательно ударяясь о края ямки, шарики издают тот самый рокочащий звук.

Виновник теста найден! Это оказался правый передний ступичный подшипник. Ну, а теперь в сервис…

 

Статья подготовлена

к.т.н. Тихомировым С.А.

Заказать бесплатную
консультацию

Заказать бесплатную консультацию